Монтаж редукторов
Качественная сборка редуктора – только первое условие его эффективной эксплуатации. Работа оборудования не в меньшей степени зависит и от соблюдения правил процесса. Выполняется такая процедура квалифицированными специалистами с соблюдением требований, набор которых зависит от особенностей мотор-редуктора.
Базовые правила монтажа редуктора
Монтаж редуктора осуществляется только после удаления всех остатков упаковки, в которой он приехал на площадку. Ставится оборудование на подготовленное основание – жесткий прочный фундамент, который не просядет под весом.
При проседании основания его валы могут перекоситься: возникнет дополнительное усилие на подшипники и подвижные части, ускорится их износ и механизм выйдет из строя раньше времени. Во избежание тех же последствий следует на каждом этапе монтажа редуктора жестко контролировать совместимость осей валов (мотора, механизма).
Перед началом монтажа мотор-редуктора, доставленного в разобранном виде, нужно проверить:
- корпус редуктора снаружи и изнутри (герметичность, чистоту, общее состояние);
- качество и наличие подшипников;
- жесткость опорных деталей;
- плоскости разъема;
- зазоры.
Если в сборке мотор-редуктора предусмотрены насаживаемые компоненты (звезды, муфты на вал или шкив), их надо нагреть (до 100–150 градусов минимум). Это поможет снизить усилие при насаживании и обеспечить максимально плотную посадку. Стучать в процессе по муфте ударными инструментами нельзя (это может повредить подшипники или другие узлы комплекта).
После установки – проконтролировать, чтобы оси шестерен были параллельны друг другу, а расстояние между центральными точками валов соответствовало паспортному.
Порядок действий при монтаже редуктора
Алгоритм действий при монтаже мотор-редуктора зависит от того, в каком состоянии он прибыл к месту использования.
- Монтаж редуктора в собранном состоянии проводится так:
- монтируются плиты фундамента;
- оборудование ставится вместе с рамой;
- проводится проверка расположения и правильности крепления подшипников, шестерен передачи;
- выверяется положение относительно главного вала (до полной соосности валов подключаемой машины и редукторного вала);
- окончательно крепятся редукторные подшипники, закрываются крышки, проверяется затяжка болтов.
- Монтаж редуктора, который приезжает разобранным, перед эксплуатацией проводят по инструкции производителя, соблюдая последовательность предписанных действий и комплектность узлов. Порядок такой:
- установка плиты для монтажа мотор-редуктора и закладка опорных болтов;
- ревизия комплектности и состояния деталей;
- установка редуктора на раму;
- центрирование редукторной и приводной полумуфты;
- соединение полумуфт в муфту;
- установка электромотора на раму;
- центрирование двигателя с основным редукторным валом;
- муфтовое закрепление (усиливается цементной заливкой рамы).
Первый пуск после монтажа мотор-редуктора
Запуск в эксплуатацию редуктора – после пробного проворачивания зацепления (выполняется вручную). Первый пуск проводят коротко. Его цель – обнаружить дефекты монтажа мотор-редуктора и устранить их (или выявить заводской брак, если он есть).
Частый дефект, который обнаруживает себя при первой эксплуатации – перегрев подвижных элементов (ощущается через корпус). Его причинами могут быть:
- неправильный монтаж;
- недостаточный уровень масла;
- неправильно подобранная смазка редуктора (слишком вязкий состав).
Исключать эти причины надо по пунктам – сначала проверить уровень масла и свериться с паспортом техники в части выбора, затем искать недочеты установки. Перегрев при неправильном монтаже редуктора возможен в случаях чрезмерной нагрузки на подвижные детали из-за оседания фундаментной плиты, засорении подачи смазочных материалов, нарушения зазоров в подшипниках.
Если масло в норме и выбрано правильно, монтаж редуктора проведен без ошибок, следует проверить корпус установки. В нем есть каналы теплоотвода, если они засорены (много пыли на площадке), это может быть причиной нагрева короба.Эксплуатация после монтажа мотор-редуктора
В комплекте документов идут два паспорта – самого механизма и смазки. Они нужны на всех этапах эксплуатации. В паспорт смазки производитель заносит информацию о периодичности замены состава, правилах его выбора и способах заправки.
Паспорт редуктора содержит рекомендации по эксплуатации, установке, первому запуску. В него заносятся данные:
- по результатам осмотров (проверка перекосов и смещений);
- после аудита программ безопасности на предприятии;
- по итогам проведенных ремонтных работ (регулировка, устранение люфтов, капремонт);
- о ТО.
Минимальный набор правил безопасной эксплуатации должен знать каждый сотрудник, который может оказаться на площадке установки мотор-редуктора. Что сюда входит:
- контроль люков (всегда закрыты);
- профилактика попадания пыли в корпус устройства;
- предупреждение аварий из-за попадания в подвижные узлы посторонних предметов (нельзя класть на оборудование во время работ, ремонта, осмотра, обслуживания крепежи, инструменты, СИЗ).
Использование смазочных составов
Рекомендуемый сорт смазки обязательно указывается в паспорте смазки. Замена смазочного материала для большинства редукторов проводится 2–4 раза в год во время планового ремонта.
Через 2 недели эксплуатации после монтажа редуктора необходимо удалить из его масла продукты первичного износа металлических подвижных элементов. Делается это так:
- мотор-редуктор останавливается;
- состав полностью сливается;
- масло редуктора пропускается через фильтр;
- после фильтрации состав заливается обратно в емкость.