Как выбрать масло для редуктора
Работа любого оборудования связана с движением элементов, выработкой тепла и износом их посредством силы трения. Червячный и любой другой мотор-редуктор в этом плане не исключение. Для долгосрочной безопасной работы ему требуется смазка. Что она дает:
- уменьшает трение червячной передачи;
- продлевает срок службы деталей;
- снижает риск износа всего узла;
- обеспечивает нормальную работу оборудования.
Своевременная замена смазки в редукторе – это мера профилактики его поломки. Потому разбираться в правилах ее проведения нужно всем, кто эксплуатирует мотор-редукторы на производстве и промышленной площадке.
Основные причины замены масла редуктора
Сила трения, которая присутствует при постоянном соприкосновении деталей редукторной сборки, приводит к цепной реакции. На выходе без смазки редуктора пострадать может он сам, спецтехника, которую он приводит в действие, и технологический процесс с ее участием.
- В процессе эксплуатации мотор-редуктора вырабатывается тепло. Смазка редуктора нагревается и теряет положительные свойства (ниже вязкость – выше сила трения).
- Истирание деталей сборки приводит к попаданию мелкой твердой стружки в смазочный материал, что тоже снижает их способность компенсировать силу трения.
- Ухудшение состояния масла в редукторе провоцирует ранний износ его частей и выход из строя целых узлов.
- При поломке редукторной техники в активной стадии работы оборудование тоже может получить серьезную неисправность.
Эксперты рекомендуют в данном вопросе полагаться на рекомендации производителя механизма, подробно изложенные в инструкции по использованию. На них же следует ориентироваться при выборе расходника.
Виды смазки редуктора
По структуре и химической формуле смазка редуктора делится на 3 вида:
- Твердый смазочный материал из талька, графита, слюды и других твердых веществ.
- Жидкая смазка редуктора – самый распространенный вид. Выполнена на основе растительных или нефтяных масел. Часто применяется в червячных и зубчатых передачах. Отличается высокой эффективностью защиты трущихся деталей. Хорошо отводит тепло. Снижает уровень шумности при работе механизмов. Жидкие составы применяются в ограниченном диапазоне рабочих температур (от 60 градусов мороза до 150 градусов выше нуля).
- Пластичные рецептуры представлены линейками консталинов, солидолов, жиров. Сюда относят и технический вазелин.
Жидкая смазка редуктора может отличаться по базовому компоненту. В практике промышленных процессов нашли применение различные сорта растительных, минеральных, смешанных и синтетических смазочных материалов, втом числе для червячных передач. Выбор жидкого масла для мотор-редуктора осуществляется по 4 основным характеристикам состава:
- вязкости;
- температуре вспышки;
- смазывающей способности;
- температуре застывания.
Правила выбора смазочного материала
Отправными точками при выборе смазки для мотор-редуктора являются климатические условия в месте установки подключаемой техники, режим ее работы, конструктивные особенности механизмов. Серьезный поставщик всегда предоставляет исчерпывающую информацию для грамотного подбора расходников. ПТЦ «Привод» – крупный производитель мотор-редукторов и один из заслуженных участников рынка приводной техники – в любой момент готов дать разъяснения по данным вопросам своим клиентам.
Условия, определяющие эффективность замены масла редуктора:
- соответствие характеристик смазки особенностям самого мотор-редуктора;
- характеристики конкретной марки смазки мотор-редуктора;
- порядочность, исполнительность, квалификация поставщика расходных материалов.
Базовые моменты, которые надо учитывать: уровень вязкости определяет смазывающую способность состава, потому при прочих равных показателях предпочтение стоит отдавать составам более высокой вязкости. Подшипниковые механизмы мотор-редуктора в основном работают на жидких маслах для редукторов, подобранных по специальному графику.
График или таблица смазочных материалов – это структурированная информация, с помощью которой можно сформулировать требования к материалу (определить, какое масло в редуктор заливать) за несколько минут, задав всего 2 показателя:
- окружную скорость передачи;
- температуры работы оборудования.
Практика смазки редуктора
Потребность в смазке у каждого механизма своя. У тех же червячных редукторов она одна из самых высоких. Винт передачи обычно погружают в смазочный состав полностью, и только потом ставят на место сборки, которое также требует предварительной обработки смазкой для редуктора.
В устройствах других типов средства заливаются и работают, пока их уровень не упадет ниже минимальной отметки. В таком случае замена масла редуктора осуществляется в следующем порядке:
- остатки отработанного материала сливаются;
- при необходимости проводится чистка блока;
- вместо старого, заливается новый состав. Залив масла в редуктор обычно проводится с помощью специального шприца, который нагнетает нужное давление.
Замена масла в редукторе: советы экспертов
Замена масла в редукторе не требует навыков, опыта или особых знаний. Достаточно грамотно выбрать расходник (он продается в таре разной емкости) и вовремя обновить смазку. Хотя свои тонкости здесь есть, и специалисты советуют о них помнить.
- Выбирая, какое масло для редуктора лучше подойдет, стоит помнить, что для многоступенчатого механизма не рекомендован вязкий состав (лучше остановиться на рецептурах с умеренным уровнем).
- В реверсивных моделях действует обратная закономерность: им нужна вязкость даже выше, чем показывает график (+ 10–15%).
- Смешивая старый и новый материал при замене масла в редукторе, следует понимать, что отложения (пыль, грязь, стружка) снизят эффективность смеси, это может сократить срок службы смазочного состава.
Объем заполнения (оптимальный уровень залива при замене масла) в моделях может отличаться. Стандарт – заполнение отсека на треть, но при наличии сомнений уточните у наших менеджеров требования к замене масла в редукторе производства ПТЦ «Привод». Для удобства обслуживания наших механизмов в нижней части блока для смазки предусмотрено отверстие для слива отработанного материала.